Прообразом российской лиги стали чемпионаты СССР, которые проводились с 1962 года. На советском пространстве уже было такое количество клубов, культивирующих спидвей, что стало возможным провести первенство среди клубных команд. Первыми победителями стали уфимцы- легендарная
"БАШКИРИЯ", ныне, будем надеяться временно, не участвующая в российском чемпионате. Из шестнадцати команд, принявших участие в дебютном первенстве четыре представляли г. Уфу, по две - Львов и Ровно. Были клубы из таких экзотических для спидвея городов как Майкоп, Краснодар, Таллин, Москва. Теперь же, в Российской лиге с трудом набралось семь клубов.
Начиная с 1962 года, вплоть до развала СССР было проведено 28 розыгрышей командного первенства той страны. Рекордсменом по числу титулов сильнейшей командой страны стала уфимская
"БАШКИРИЯ".
Башкирский клуб десять лет владел званием чемпиона СССР. Балаковская
"ТУРБИНА" отстала совсем немного - 8 раз волжане занимали высшую ступень пьедестала почета. Здесь следует учесть, что они стали принимать участие в первенстве лишь с 1968 года.
Ниже приводятся данные по всем первенствам СССР и России. 1962-1991 г.г. - чемпионаты СССР, 1992 г. - чемпионат СНГ, 1993-2002 г.г. - чемпионат России. В 1965 и 1970 годах чемпионаты не были завершены Чемпионы 11 раз
"БАШКИРИЯ" (Уфа) - 1962 р., 1964 г., 1967-1969 г.г., 1979 г., 1981-1983 г.г., 1988 г., 1993 г. 8 раз
"ТУРБИНА" (Балаково) - 1973-1978 г.г., 1984 г., 1989 г. 6 раз
"МЕГА-ЛАДА" (Тольятти) - 1994-1996 г.г., 1998 г., 2001-2002 г.г. 3 раза -
"ЛУКОЙЛ" (Октябрьский) - 1997 г., 1999 г., 2000 г. 3 раза -
"СИГНАЛ" (Ровно) - 1985-1987 г.г. 2 раза -"СКА" (Львов) - 1963 г., 1991 г.. 2 раза -
"НЕВА" (Ленинград) - 1966 г., 1971 р. 2 раза - ВОСТОК (Владивосток) - 1972 г., 1990 г. 1 раз - СИБИРЬ (Новосибирск) - 1980 г. 1 раз -
"ФАНТАСТИКА" (Ровно) - 1992 г.
Даугавпилсский "ЛОКОМОТИВ" в чемпионатах СССР стартовал с 1965 года. Звёздным сезоном мог стать 1970 г., но из-за эпидемии холеры чемпионат не завершился, а наш клуб шел на первом месте, имея лишь одно поражение. Высшие силы лишили даугавпилчан золота. Близки были к чемпионству и в 1971 году, но чуть- чуть не хватило везения. Хотя, положа руку на сердце, нужно признать, что
"НЕВА" была сильнее в том году. В российских первенствах латвийские гонщики стали принимать участие с 1995 года. Пока первое место не светит нашему клубу. Но мы всегда верим и надеемся, что вот-вот и на нашей улице будет праздник. Праздник спидвея.
Вроде совсем недавно канул в лету минувший сезон, как уже на нашем треке рокочут моторы нынешнего. Год ознаменовался рядом перемен к лучшему, если касаться лиги Российской. Однако вернёмся на некоторое время назад. Чемпионом России стали спортсмены из Тольятти. В двухраундовой дуэли они преодолели
"ЛУКОЙЛ". Не было бы счастья, да несчастье помогло. Правда, несчастье башкирского клуба. Точнее - лавина этих несчастий, выразившаяся в эпидемии травм, обрушившихся на нефтяников. По сути, золотые медали были практически в кармане у октябрьских спортсменов. Им была нужна лишь одна победа над волжанами. Но… Судьба- злодейка сыграла с ними злую шутку. Вернёмся к нововведению прошлого года - отмена легионеров, это на взгляд автора и стало причиной выпорхнувшей из ладоней золотой птицы удачи. Попытаюсь коротко обосновать. Выпадает из обоймы лидер клуба, всё, равноценной замены него практически не найти. По крайней мере в этой лиге. Лишь зелёный юнец, либо ветеран, не дающий нужный результат могут заменить. Легионер не может быть травмирован, в
принципе. Если один оказался на больничной койке, то заключаешь контракт со следующим. И так далее.
"ЛУКОЙЛ" голосовал против участия легионеров в российском первенстве. В итоге наступил на собственные грабли. Теперь по поводу эйфории за бронзу наших спортсменов, захлестнувшие местную прессу. Очень поверхностный подход. Это место давно уже наше. Просто его великодушно подавали как милостыню более нуждающимся. Расходы на одну- единственную поездку на Дальний Восток изрядно перевешивали моральную радость. Третье место было занято не только сверху, но и с низу. Остались за нашей командой совсем уж не конкурентноспособные гонщики
"ВОСТОКА", да и далеко не супер клуб из Салавата. Так что дифирамбы дифирамбами, но право, надо быть реалистом , господа журналисты болельщиков Даугавпилса на мякине не проведёшь. Лучше чаще говорить о бедах, из-за которых наш клуб не на первом или на втором местах. Да, не исключено, что и клубу помогли бы решать насущные проблемы. В нынешнем сезоне лига тоже решила обойтись без иностранцев. В остальном большие изменения. Председателем комиссии по летним трековым гонкам стал петербуржец А. Савин, даугавпилсским болельщикам известный, как судья и комментатор соревнований. Количество команд увеличилось до семи. Добавились два клуба. Оба из славных
спидвейных городов - Балаково и Ровно. Балаковцы под известнейшим названием -
"ТУРБИНА", а украинские гонщики сменили, в который раз, свой фирменный знак. Сейчас они называются громким именем -
"УКРАИНА". Первенство проходит в два круга. Главная изюминка в том, что после кругового турнира пройдут стыковые поединки за 1-2 и 3-4 места. Что- то отдалённо напоминающее плей офф. На мой взгляд не реально проводить серию плей офф, в обычном понимании. Не сопоставим уровень мастерства между двумя ведущими клубами и остальными командами. Практически никаких изменений в составах команд нет, кроме одного. С. Кузин вернулся в свой родной клуб -
"ТУРБИНА". Переходы башкирских гонщиков из одной команды в другую можно не принимать в расчёт. Миграция не самых сильных спортсменов там в таком виде не в новинку. Большой переизбыток посредственностей.
За "СПИДВЕЙ- ЦЕНТР" не будет выступать А. Лятосинский. Он вернулся на Родину, в ровенскую УКРАИНУ. Вряд ли болельщики заметят потерю бойца, исходя из его результатов за даугавпилсский клуб. В этом году буду более осторожен в восторгах о большой группе перспективных юниоров. Уже годами наши юниоры далее перспективных не шли. Одним словом, опять у нас несколько юниоров, которых тянут те же самые лидеры последних лет. В основном на энтузиазме. В который раз приходится писать о денежных проблемах клуба, но от данного вопроса не увернуться. В этом году ситуация ещё более усугубилась. В не малой степени, все кто имеет непосредственно отношение к спидвею, стали заложниками политики - депутатских интриг вокруг мэровского кресла. Поскольку городской бюджет был утверждён буквально на днях, соответственно спорткомитет не может пока перечислить причитающийся 15 тыс. латов. На бумаге они есть, но до клуба не дошли. Не Бог весть какие деньги для спидвея. Хватает в пересчёте на технику, на полтора два мотоцикла. Более того они будут выделяться частями в течение года. Владимир Рыбников и его сподвижники имеют 49% акций, но вложена ими куда большая сумма, нежели основными владельцами ценных бумаг. Ведь сезон открыт и ездить надо, и зарплату платить нужно, и т.д. и т.п. благо, Дума оплачивает коммунальные услуги. В текущем сезоне, даже САЛАВАТ вечно влачивший жалкое существование, обеспечен собственным Горсоветом 10-ю мотоциклами. Так что надеяться на достойное выступление в лиге на данный момент, по меньшей мере наивно. И пока новые власти не утрясут бюджетные дела на хороший результат можно не рассчитывать. ЛУКОЙЛ, МЕГА-ЛАДА обеспечиваются средствами порядка 500-800 тысяч долларов в сезон. Зимой отдыхют в Египте семьями за счёт клуба. Зарплаты такие, что гонщики и в 45 лет не хотят завершать активную деятельность. Справедливости ради, нужно признать, что эти клубы представляют собственно не свои города, в которых базируются. Их покровители намного богаче, чем некоторые городские бюджеты Но все же, все же… Наш клуб достоин больших финансовых вливаний. Не только для содержания основного состава, но и для подготовки молодежи. Тем более, что кадровая проблема напрямую увязывается с Мoney Money. К сожалению, пресловутые деньги вынуждают наших спортсменов ехать через не могу. На чём и на какие шиши обучать приближающийся резерв?.. хорошо, хотя бы есть желающие рисковать за кусок хлеба! Но те, кто имеет хлеб, должны как бы инвестировать тех, кто даёт зрелище. Выиграют обе стороны в чём я не сомневаюсь.
После победы в Ровно с крупным счётом, даугавпилсские гонщики начали готовится к Кубку Мира. Выбор у сборной Латвии минимальный. Имеется ввиду не только материальная часть но и кадровая. Всем известно, что только наш город поставляет в сборную спортсменов. И вот во время одной из тренировок произошло падение. Без падений спидвей не бывает. Но здесь случай особый. Сразу двое наших лучших юниоров - Л. Паура и К. Поджукас получили тяжёлые травмы. Для них, клуба, сборной это непоправимый удар. Почти пол сезона будут вычеркнуты, пока пройдет их лечение и восстановление. Потеря невосполнимая, зная, какая короткая скамейка запасных у СПИДВЕЙ-ЦЕНТРА. Пришлось, для латания непредвиденных дыр возвращать на дорожку С. Пауру, который уже как год не занимался активно спидвеем. Но равноценной замены травмированным гонщикам нет. Кто их заменит? Ведь юниоры должны быть в основном составе в обязательном порядке. Теперь сложилась ситуация, что из сильного пункта наш клуб, получив весомую пробоину, имеет самое слабое место, а Д.Попович, С. Паура не готовы взять на себя такую ношу, какую несли Л. Паура и К. Поджукас. Тем более что спидвей такой вид спорта, что выезжая на заезд, не знаешь вернёшься ли здоровым из него. Практически у нас остался один юниор - А. Иванов. И так на нашем стадионе был двойной праздник. В первую очередь, открытие сезона, а во вторую- на даугавпилсском треке принимал старт 44-й Кубок Мира. Ранее он назывался командным чемпионатом Мира. Для города и страны честь проводить соревнования такого уровня. Пусть на начальном этапе выступали не самые сильные сборные, но тем не менее. Германия- двухкратный бронзовый медалист КЧМ (1981, 1982 г.г.). в прошлом году принимала участие в финальном турнире в Англии. Равно, как и Словения. Балканские гонщики прибыли в Даугавпилс в оптимистичном составе со своими лидерами в лице М. Жагара, И. Шантея, стали главными фаворитами соревнований. Немцы даже для латвийских гонщиков оказались не по зубам. Но, как говорят, колеса круглые, а прогнозы вещь не благодарная. Насколько трудно выиграть звание сильнейшей сборной Мира, говорит тот факт, что всего лишь 8 стран побеждали в финальных турнирах. Явным рекордсменом по числу титулов является Дания. 11 раз эта маленькая скандинавская страна получала Кубок ФИМ. Их соседи - Швеция завоевала 8 чемпионских титулов. Англия, Польша и Америка имеют по 5 медалей высшей пробы Великобритания, за которую до 1973 года принимали участие представители Новой Зеландии, Австралии, Англии, четырежды становились на самый верх подиума, так же как и Австралия. Гонщики с зеленого континента являются пока обладателями последнего чемпионского звания. Уникально достижение Новой Зеландии. Они всего лишь раз попали в финал (1979 г.) и с ходу его выиграли. Думаю, что в этом сезоне сенсации не будет. Нет к этому тенденции.